Эмпайр-стейт-билдинг: на вершине мира

Высота нью-йоркского Эмпайр-стейт-билдинг в два раза меньше, чем у нынешнего дубайского рекордсмена. С каждым годом появляются небоскребы выше и современнее, но ни один из них пока что не стал таким же достоянием мировой архитектуры, как этот 102-этажный исполин на Манхэттене. Вспоминаем историю здания, на крыше которого свои драмы решали Чак Басс и Кинг Конг.

Давайте перенесемся в 1920-е годы. «Ревущие двадцатые», повсеместная урбанизация, города и бетон сметают всё на своём пути, промышленность Америки растёт локомотивными темпами, а вместе с ними раздуваются и непомерные амбиции, которые нужно как-то материализовать. Тогда и стартовала гонка небоскрёбов. Крайслер-билдинг, Банк Манхэттена на Уолл-Стрит и, собственно, Эмпайр-стейт были самыми заметными «участниками». Борьба была тактической: узнав о том, что Эмпайр может забрать пальму первенства в дисциплине «самых высоких», архитекторы «Крайслера» добавили своему проекту шпиль – тем самым увеличили высоту до 319 метров. После этого у нашего «героя» тут же вырос шпиль, упирающийся в высоту 443 метра.

Уникальный небоскрёб был спроектирован архитектурным бюро Shreve, Lamb and Harmon по заказу экс-губернатора Нью-Йорка Альфреда Смита и бизнесмена Джона Джейкоба Раскоба. Возведение шло по-настоящему ударными темпами по 2-3 этажа ежедневно, а рекорд – 14 этажей всего лишь за 10 дней. Всего на стройку века ушло 410 дней, в течение которых 3,5 тысячи рабочих сваривали сложнейшие металлические рамы, облицовывали здание известняковыми плитами и покрывали холлы мраморными фресками. В итоге к 1 мая 1931 года самое высокое здание планеты было открыто для первых гостей, которые не могли поверить, что такой гигант вообще может существовать.

Стиль Эмпайр-стейт-билдинг – ар-деко, характеризующийся острой геометрией, строгими формами и барельефами, украшающими как фасады, так и внутренние помещения (на первом этаже, кстати, потолок украшен вставками из 24-каратного золота). Интересно, что на верхних этажах планировался самый настоящий хаб и кассы для пассажиров дирижаблей. Но от идеи быстро отказались. Проектировщики выяснили, что «припарковаться» цеппелинам на Манхэттене уже тогда было проблематично: мешали нестабильные воздушные потоки вблизи остальных зданий.

Разумеется, такая достопримечательность не могла не стать частью не только обычного, но культурного ландшафта Нью-Йорка. Например, ежегодно смотровую площадку небоскрёба посещают 3,5 миллиона человека, которые на высоте 373 метра могут увидеть Гудзон, Бруклинский мост и остальные знаковые места «Большого яблока». Также достопримечательность не раз появлялась на большом экране. Например, ему посвящен 8-часовой фильм Энди Уорхола «Империя». Конечно, мы не можем не сказать и про Кинг-Конга, который в каждой своей реинкарнации забирается на самый шпиль и грозно стучит себя в грудь и рычит на весь город.  

Для многих из нас Эмпайр-стейт-билдинг – один из главных героев сериалов и фильмов, который на протяжении 40 лет оставался самым высоким зданием в мире. Кто-то помнит мечту Блэр Уолдорф о предложении руки и сердца под шпилем этого небоскрёба. Другие же видели его величественный силуэт на фоне манхэттенских панорам в «Сексе в большом городе». Для нью-йоркцев же культовый небоскрёб – душа и сердца любимого города, который никогда не спит.

Статьи

#paper

29.01.2026